ОБЩЕСТВО ТАБАКА КРОУ



В. Крекер





Палатка Посвящения Общества Табака





ЛЕГЕНДЫ О ТАБАКЕ


Легенда первая.

Одна красавица родила двух братьев-близнецов, Сына Земли и Сына Звезд.

Однажды во время поста на высокой горе, Сыну Звезд было видение, Человек-Звезда подарил ему священные семена и сказал, что пока его народ будет выращивать этот табак, они будут процветать. Человек-Звезда научил Сына Звезд, как выращивать этот табак и что с ним делать. Он сказал ему, что Сын Звезд должен искать прекрасную землю для такого табака.

Когда Сын Звезд вернулся с семенами к своему брату, то предложил ему делать то, чему научил его Человек-Звезда. Но Сын Земли сделал свой выбор в пользу оседлого образа жизни и предпочел выращивать не табак, а тыкву, кабачки и кукурузу.

Так разделились предки Кроу, те, кто остался, называются Хидатса, а те, кто отправился в поисках земли обетованной - Кроу.


Легенда вторая.

Два вождя - Нет Жизни и Красный Разведчик постились у Озера Злого Духа. И каждый получил свое видение.

Нет Жизни получил видение, которое велело ему искать семена священного табака Ихчичиаи (Ihchichiaee). Только найдя этот табак, он и его люди окажутся в Центре Мира.

Красный Разведчик получил видение, что его люди должны выращивать кукурузу.

Нет Жизни и его последователи отправились на Запад и остановились у Горы Вождей (ныне Штат Монтана), и там Нет Жизни опять постился. На четвертый день он получил второе видение, сообщающее ему, что он еще не дошел до своей земли, здесь было слишком холодно. Тогда люди Кроу пошли на юг, через Солт Лейк, штат Юта. Через некоторое время Нет Жизни и его группа достигли Канадской Реки в штате Оклахома, которую Кроу называют Рекой Наконечника Стрелы. Здесь Нет Жизни снова постился и ему было сказано, идти на север. Так что люди Кроу двинулись на север, вдоль Mиссури на реку Platte, затем вдоль реки Powder, на север, пока они не достигли гор Бигхорн в северном Вайоминге. Кроу называют самый высокий пик гор Бигхорн Awaxaawak Ssawishe, "Широкая Гора", - это центр их мира. На этом пике Нет Жизни постился в четвертый раз и получил видение, сообщающее ему, что он был в правильном месте, и семя табака надо искать у подножия этой горы. Поискав там, он увидел семена "мерцающие, как звезды" (ihkax Axaaheetak). Люди Кроу поселились в штате Монтана и Вайоминг, сердцем их земли были горы Бигхорн.

С тех самых времен у Кроу существует священное Общество Табака.


Легенда третья.

Создатель, гуляя по только что сотворенной им земле, увидел человека, и понял, что это – звезда с неба. Когда он подошел к нему, тот превратился в растение, Табак.






ТАБАК


У Кроу было два вида табака.


Повседневный табак.


Табак для повседневного курения был когда-то заимствован Кроу у своих родственников Хидатса. Латинское название этого растения N. quadrivalvis. В отличие от Kinnikinnick (с алгонкинского «то, что смешано»), в который восточные племена добавляли листья сумаха, внутреннею кору собачьего дерева Dogwood (кизил), а Кри центральной Канады медвежью ягоду, Кроу добавляли в свой табак в качестве ароматизатора медвежий корень (Bear root), известный под латинским названием Lomatium macrocarpum.





Nicotiana multivalvis




Священный табак.


Кроу называют этот табак Ihchichiaee, латинское название Nicotiana multivalvis или сокращенно N. multivalvis. Томас Майлс в своей книге «The Mystic Wariors of the Plains» пишет, что Кроу курили священный табак Ihchichiaee, но только по особым случаям, во время обрядов, также он добавляет и то, что только несколько стеблей и листьев разрезали,толкли в порошок, после чего смешивали с мясом бизона,обычным табаком и бросали в ручей в знак благодарности духу покровителю.

Лоуи в книге «Индейцы Кроу» пишет, что священный табак вообще не курили, а при сборе урожая оставляли себе лишь зерна, а стебли и листья мелко нарубленные, смешанные с мясом бизона и обычным табаком, выбрасывались в ручей. Предлагаю поверить Лоуи, хотя наверняка кому-нибудь очень хотелось бы покурить этот табак.



ОБЩЕСТВО ТАБАКА


Непосредственно посадкой семян занималось Общество Табака. Общество Табака возглавляли несколько пожизненных вождей. Оно состояло из многочисленных подгрупп, смысл которых не сразу удается поймать белым исследователям.

Каждая «ветка» была небольшим коллективом, имеющим одного вождя, «ветка» имела свои особенные песни и регалии. Лоуи в свое время насчитал более тридцати «веток».

Вступление в любую из «ветвей» требовало большого выкупа от кандидата. Выкуп состоял из товаров или лошадей, количество которых могло достигать пятидесяти голов.

Членство в Обществе Табака могло передаваться по наследству.



КАНДИДАТЫ


Главными кандидатами в Общество Табака была семейная пара. Это еще раз говорит о семейной концепции этого общества. Как я уже заметил, членство в Обществе Табака могло передаваться по наследству. Так же можно было вступить в общество с помощью выкупа, но это был долгий и трудный процесс.

Принимали в кандидаты Общества Табака обычно после посева семян. За кандидатов ручались родственники, состоящие в одной из веток, в Обществе Табака.

Зимой им давали наставления и обучали в подготовительном Типи. Кандидаты всю зиму постились и молились в поисках видения, которое им поможет найти места для посадки табака. В течение десяти дней кандидаты не должны ни есть и ни пить (возможно, ночью разрешалось пить). Кандидат-мужчина наносил себе ритуальные порезы или прижигания, так, чтобы оставались шрамы. Весной после обряда палатки-потения, все кандидаты встречались в подготовительном типи, предварительно разрисовав его покрышку своими видениями, пришедшими в течение зимы или во время обряда палатки потения, как правило, это было изображение своего талисмана, духа-покровителя.





Погремушка для танца табака




Услышав бой бубнов и погремушек, кандидаты, танцуя определенным степом, выходили из подготовительного типи и отправлялись в типи посвящения. К ним присоединялись члены Общества Табака, они шли за кандидатами. Все вместе, танцуя, они заходили в Типи Посвящения. Там они проходили обряд посвящения с песнями Общества Табака и раскуриванием трубок. После чего были танцы в течение трех дней и раздача подарков соплеменникам.





Мокасины для танца табака




СМЕШИВАНИЕ


Главную роль в Обществе Табака играли «смешиватели», чьей привилегией являлось смешивание семян табака перед посевом. Обычно смесь состояла из воды, бизоньего навоза, косточек, корней и цветов некоторых растений. Сам процесс смешивания производила жена смешивателя, который в это время пел священные песни под звуки погремушки. Зерна для посева принадлежали каждой семье отдельно.



ПОСЕВ


Посев был весной, сигналом к посеву служил первый весенний гром.

Каждая «ветка» имела своё поле. При посеве смешиватель выделял каждой семье участки из общего поля.

Члены общества Табака наносили на свои лица определенную раскраску и колоннами под песню торжественно выходили на парад. Члены Общества Табака имели почетный караул, состоящий из полицейских обществ, таких как Большие Собаки.

Парад в сад возглавлял хранитель талисманов, вождь «ветки», как правило, он нес талисман выдры или ласки. За ним следовали остальные, неся с собой различные талисманы в виде шкурок, чучел птиц или других животных.





Чашка и ложка для табака, палочка для посева




Посев производился следующим образом. Жена сеятеля шла первой, спиной вперед, за ней лицом к ней шел её муж. Она с молитвой наклонялась и делала палочкой лунку, муж шел следом за ней и клал в лунку семя, так же с молитвой. В молитвах при посеве люди просили о хорошем урожае табака, о рождении детей, об изобилии бизонов и ягод. Каждый сеятель имел свои особенные палочки сделанные из вишни, которые вставлял в грядки. Эти палочки у каждого хозяина имели определенную раскраску, для того, чтобы потом было легко определить хозяина грядки. Все это время исполнялись священные песни под барабаны и погремушки, молодые люди поблизости соревновались в беге. Все это, по мнению Кроу, должно было повлиять на хороший урожай.

Члены общества платили человеку, чья специальность называлась «Тот Кто Делает Дождь». Он принимал подарки, и если в будущем погода благоприятствовала хорошему урожаю, то Тот, Кто Делает Дождь добивался большого успеха и уважения, и товары оставались у него.

Если погода была не благоприятной, то Тот Кто Делает Дождь обвинял людей в нарушении клятв.

После посева происходила постройка ограды из зеленых ветвей. Мужчины и женщины могли часами и днями лежать недалеко от поля в поисках видений, которые давали новые песни или предсказание о хорошем урожае.

Все это заканчивалось раскуриванием трубки и пиром. После этого люди продолжали свою обычную жизнь до сбора урожая.



СВЯЗКА


У Кроу была магическая связка Общества Табака, в которой хранились священные семена, два мундштука, украшенных орлиными перьями, семена кукурузы и сладкой травой (Sweet Grass). Эта связка принадлежала всем веткам Общества Кроу и её коллективно открывали во время церемоний, посвященных первому грому весной или первому снегопаду.



УРОЖАЙ


Между посевом и уборкой члены Общества Табака следовали строгим правилам поведения, соблюдение которых гарантировало богатый урожай и процветание племени. До наступления осени четыре раза огород ритуально осматривался. Грядки пропалывались. Все это время огород охранялся воинами.





Сумка для табака




Осенью, когда табак созревал, его убирали с особой церемонией, включающей в себя песни и пляски. Женщины собирали урожай в специальные сыромятные сумки, на которых изображались полосы (грядки), круги (солнце) и точки (семена, дождь). Эти сумки носились на плечевом ремне. Листья и стебли отделялись от семян, после чего семена складывали в сумки для последующего посева, а листья и стебли некоторое время хранили в специальных укрытиях, затем перемешивали с мясом бизона, табаком и с молитвой кидали в ручей.

Считалось, что процветание племени зависит от деятельности смешивателей

и сеятелей табака.


Но в том-то и дело, что, возможно, курение этого табака и являлось своего рода запретным плодом. И тогда начинаешь по настоящему понимать, что до тех пор, пока Кроу будут соблюдать этот обряд, они будут пребывать в раю.

В этом и заключается весь парадокс культуры Кроу. Главное общество занимается лишь тем, что производит то, что, на первый взгляд, не приносит никакой материальной выгоды. Ведь Кроу не курили этот табак, и уж тем более, его не продавали.



КОМЕНТАРИИ


Почему табак священен и в чем смысл его выращивания у Кроу, если он практически не курился, а ценились главным образом семена? В чем секрет и тайный смысл этого парадокса?

Тут вспоминается один эпизод из многотомного сочинения Карлоса Кастанеды.

Любители-педанты возмутятся, - Причем здесь Карлос Кастанеда, когда речь идет о Кроу?

Хочу охладить их пыл двумя ковшами:


Ковш первый.

Самими Кроу признается тот факт, что они ходили в Мексику за знаниями и, получив их, вернулись в прерии. Дословно это описано в племенной хронологии Кроу следующим образом:

«The Great Spirit appeared to Chief No Vitals again and gave him sacred ceremonial seeds. Later tribal members went on a reconnaissance trip to Mexico and returned in five years with much knowledge.» Датировка 1600 circa

Для тех кто не знает английского языка хочу сказать, что людей Кроу повел Вождь Нет Жизни, как раз тот самый вождь, который получил видение о Табаке.

Откуда эта информация?

Отвечаю. Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993. С племенного сайта Кроу Колледжа Литл-Бигхорн.

Кроу - единственное прерийное племя, которое ходило в Мексику за знаниями!

Карлос Кастанеда тоже ходил в Мексику за знаниями. Вот причем здесь этноботаник Карлос Кастанеда.

Ковш второй.

На самом высоком сакральном уровне существуют практически одни и те же символы. К примеру, cказка Хаймиотса Сторма «О Прыгающем Мышонке» идентична по смыслу с «Гадким Утенком» Ганса Христиана Андерсена.

Я не говорю о таких общих понятиях, как Древо Мира или Собака - как проводник в Нижний Мир. А ведь именно эти символы, как и многие другие, объединяют такие, на первый взгляд, различные культуры, как Древний Рим и прерийных индейцев.

В статье Пауэрса о магическом языке Лакота есть очень интересная мысль:

«Для лингвистов – антропологов это действительно озадачивающая проблема, парадокс, странность, сваленная в кучу непонятность. Но если мы начинаем рассматривать священный язык, как перефразирование мирского языка, и как специальный язык, чьё коннотативное значение зависит частично от ритуала контекстуализации, парадокс быстро, как кажется, исчезает. Мы тогда начинаем понимать, что обычные люди не понимают священный язык, потому что их философские и религиозные каноны устанавливают приказ, что они, как полагается, не понимают его. Принятие непонятности о священном языке эквивалентно объявлению преданности всему, что является историей и культурой Лакота. Наоборот, чтобы признать понимание, необходимо отрицать смысл социальной идентичности индейцев.»


Теперь продолжим далее:

Когда Дон Хуан говорит своему подопечному о Траве Дьявола, то конкретно перечисляет значение корней, стебля, листьев, цветка и семян. Он говорит Карлосу: Вся сила идет от корней.

Мы привязаны к этой силе, стебель и листья могли бы помочь людям, если бы они научились правильно ими пользоваться, цветы сводят людей с ума. Но человек, понимающий это растение, знает, что самое ценное - это семена, вот что надо хранить и беречь.

Все эти символы можно понимать по-разному, но я для себя определил то, что находит подтверждение в самой жизни.

Корень - это наша генетика, наше Древо Мира, генетическая память, а следовательно, и общение с нашими предками.

Стебель и листья - это физическая форма, здоровье.

Цветы - это красота.

Семена - это дети, наше будущее, это наше творчество, это то, что мы оставляем после себя.

Следовательно, само растение - это мы, это наша жизнь.

Для меня было удивительно, что мое открытие логически совпадало с понятием Кроу о священном Табаке. А во время болезни, после перевода нескольких статей на русский язык мне было видение:

«После того, как Старик-Койот слепил землю, ему чего-то не хватало, и тут он увидел, как со стороны Созвездия Семерых (Большой Ковш) в сторону запада упала звезда. Старик пошел посмотреть и когда он пришел на то место, куда упала звезда, то увидел там растение - Табак. Из него выросли все остальные растения и люди.»

После этого видения, мне пришли в голову хорошие мысли. В русском языке цифра 7 звучит как Семь. «Я» в русском языке - это первое местоимение. «Семь-я» означает семью, род. Но это не всё. Слово «семя» тоже происходит от цифры «семь», причем семенем называют не только косточки, но и сперматозоиды.

Обратите внимание на сам процесс посева:

Жена сеятеля шла первой и делала палочкой лунку, отверстие, что символизировало лоно, муж шел следом за ней и клал в это лоно семя. Здесь все понятно без всяких комментариев.

Вот логическая концепция сакрального смысла священного табака и его посадки.

Корни табака уходят глубоко в землю, в нижний мир, в мир предков. Там они общаются с теми, кто ушел, но всегда с нами.

Табак является миниатюрой Древа Мира, родословной, которая учит людей прислушиваться к нашим предкам и заботится о нашем будущем.

Это, пожалуй, самый важный смысл процветания народа Кроу.

Каждая подгруппа Общества Табака определялась как «ветка», ветка чего? Древа Мира, Табака, Рода. Ветка строилась, главным образом, по принципу родословной линии. Родство ветвей в Обществе Табака определялось по традиционной для Кроу женской линии.

Общество Табака, таким образом, регулировало и то, чтобы члены близкородственных ветвей не заключали браки друг с другом.

Но помимо родственных уз «ветка» состояла из людей, получивших одинаковые или похожие видения.А это означает то, что коллектив "ветки" состоял не только из людей родственных по крови, но и по душе. Такую гармонию между людьми невозможно создать без системы подобной "Обществу Табака".

Вступление в любую из «ветвей» требовало большого выкупа от кандидата, которому помогали все его родственники. Выкуп состоял из товаров или лошадей, количество которых могло достигать пятидесяти голов. Таким образом, Общество Табака было достаточно богатым и распределяло свое богатство между членами всего племени, так, чтобы в племени не было бедствующих. Своего рода, это был племенной бюджет. Помимо всего прочего, Общество Табака часто собиралось вместе и на досуге обсуждало насущные проблемы и новости в племени. Своего рода, это был ещё и парламент, но не тот, который издавал указы, а тот, который по настоящему формировал настроение людей, а это и было политикой племени.



P.S.

Nicotiana attenuata - пришел в Северную Америку из Южной еще в те времена, когда на севере не росли даже дикие предки современного табака. Один из сортов этого растения, распространенный у индейских племен Великих равнин, был обнаружен намного севернее, в западной части Канады. Часто табак смешивали с другими растениями, вероятно, из-за того, что некоторые сорта были более сильными, чем остальные. Его выращивают некоторые племена Центральной Калифорнии. На Юго-Западе С.Ш.А. его выращивают Тева и Йа, а Зи и Хопи собирали его в дикорастущем виде.


Nicotiana tabacum – это то, что мы обычно курим, покупая сигареты в магазинах. Этот табак имеет мало общего с индейскими табаками, но зато содержит огромное количество искусственных химических компонентов.

Nicotina rustica – Табак, который курили классические Майя.На Юго-Западе С.Ш.А. используется индейцами Санта-Ана в ритуалах. Позднее был распространен главным образом среди Племен Вудленда и Юго-запада С.Ш.А. выращивался в небольших количествах . Употреблялся как в ритуалах, так и в повседневной жизни.

Nicotiana multivalvis – священный табак Кроу.

Nicotiana quadrivalvis – разновидность североамериканского индейского табака, известен в Америке и в Канаде как backy, его разводили Кроу и Черноногие.

Nicotiana bigelovii - известно то, что употреблялся среди некоторых племен в Центральной Калифорнии, где употребляли и в качестве жевательного табака.

Lomatium makrocarpum – Медвежий корень, находящийся на грани исчезновения. Он назван так из-за того, что в природе главным образом употребляется медведями, как слабительное. Медведь любит этот корень, как кошка валерьянку. Этот корень внешне напоминает луковицу.

Певцы многих племен жуют маленькие кусочки этого корня, для того, чтобы сохранить голос в течении всей церемонии. В измельченном виде он преподносится как жертва. Черноногие этот корень используют, как стимулятор и как общеукрепляющее средство от слабости. Дымом и отваром этих корней лечили лошадей.

Кроу использовали этот корень, как наружное противоревматическое средство. Припарками из отвара корня они лечили опухоли. Также, они использовали настой корня, смешанный с животным жиром, как средство от простуды, болезней горла, жевали корни, чтобы смягчить горло. Во время церемонии, измельченный корень бросают на тлеющие угли или горячие камни, как подношение, священный дым; также его бросают на угли в доме, чтобы уничтожить неприятные запахи и очистить воздух, окурить помещение от насекомых или как подношение во время молитвы.

У Лакота певцы жуют этот корень во время Танца Солнца, чтобы не потерять голос. На Пау-Вау певцы, как известно, тоже жуют медвежий корень.

Медвежий корень растет высоко в горах, на высоте более чем 8000 футов (примерно, два с половиной км). Его трудно найти. Его можно приобрести на ежегодных Пау-Вау в частности на Пау в Энн Арбор, штат Мичиган.















Hosted by uCoz